Повышение НДС
25 сентября 2025
Александр Аксёненко, зампред думского комитета по строительству и ЖКХ:
"Сейчас в среднем российская семья около 50% своего заработка тратит на продукты, минимум 37% – на аренду жилья или оплату ипотеки, коммуналку и транспорт.
На "пожить" – отложить на путешествие, сходить в кино или кафе, купить какую-то технику или оплатить спортзал – остается не более 13%. И то – если остается.
Учитывая все эти факторы, Минфин предлагает повышение НДС для секторов торговли, строительства и добычи, якобы не увеличивая налог на социально значимые товары и лекарства.
Однако эксперты-экономисты уже подсчитали, что после повышения НДС до 22% цены на все товары взлетят минимум на 4–6% – в первую очередь резко подорожают продукты питания, одежда и обувь.
Памятуя прошлое повышение НДС, можно говорить о росте цен еще задолго до нового года, с которого планируется изменение.
Да, и рост обычно гораздо выше планового. Потому что повышение издержек для торговых компаний приводит к росту себестоимости напрямую – никто не хочет и не будет работать "в минус". Увеличение НДС на строительство влияет на цены через увеличение инфраструктурных затрат и логистических сложностей.
Повышение себестоимости топлива и энергоносителей приводит к увеличению цены топлива, а значит – и цены логистики.
И все это в итоге закладывается в цену товара на полках магазинов, в стоимость услуг, коммуналки и так далее.
Но самое возмутительное в этом даже не то, что экономику снова гонят по инфляционному пути, а Россия войдет в топ-5 стран с самым высоким НДС в мире, но то, что от ответа снова почему-то уходят именно те, кто мог бы вообще-то помочь.
Например, налог не повышается для банков.
А ведь доход именно этой богатейшей сферы растет от года в год. В 2023 году совокупная прибыль банковского сектора составила 3,3 трлн рублей, в 2024 – уже 3,8 трлн, а в этом году ожидается новый рекорд – 4 трлн рублей".
Борис Копейкин, главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина:
"Темпы роста цен, очевидно, ускорятся. Даже по официальным оценкам, когда в 2019 году НДС был поднят на 2%, цены из-за этого выросли примерно на 1%.
Но тогда повышение сопровождалось снижением других налогов и сборов, а сейчас условия для малого бизнеса, наоборот, ужесточаются.
Одновременно рост налогового бремени – это снижение привлекательности ведения бизнеса.
Еще больше компаний откажется от новых капиталовложений, а кто-то попытается уйти в тень или даже закроется.
Это означает, что и конкуренция за сотрудников понизится. Безработица у нас крайне маловероятна, но вот зарплаты будут расти медленнее.
При этом ожидаемый прирост доходов бюджета от повышения НДС – 0,6-0,7% ВВП.
Мировой опыт говорит, что при замедлении экономики ее хорошо бы стимулировать за счет наращивания бюджетных расходов, а не дополнительно усложнять ситуацию повышением налогов.
Тем более что, несмотря на увеличение, бюджетный дефицит у нас в глобальном контексте крайне умеренный, а госдолг низкий, около 15% ВВП".